О.Н. Крылова Дидактические основы отбора содержания...
Крылова О.Н.
Дидактические основания отбора
содержания образования дляразных
профилей
1.Основание – учет типа учебного
предмета.
При
разработке основных подходов к построению учебника необходимо учитывать к какому типу: базовому,
профильному или элективному относится данный предмет для данной группы учащихся
и что должно лежать в основе его разработки.
В основном блоке учебного предмета при обязательном учете ведущего
компонента рядоположенность главных составляющих определяется в зависимости от
профиля класса (роль профильных предметов и индивидуально-типологических
особенностей учащихся).
Предметы
Специфика профиля
Учебные предметы, у которых ведущим
компонентом являются научные знания или основы наук. (физика, история, химия,
биология, и др.)
Учебные предметы, у которых ведущим
компонентом являются «способы деятельности» (родной язык, информатика,
черчение и др.)
Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются «отношение к
миру» (музыка, изобразительное искусство)
Учебные предметы, у которых ведущим
компонентом являются научные знания или основы наук. (физика, история, химия,
биология, и др.)
В рамках своей образовательной
области- профильный курс
Базовый или элективный курс
Базовый или элективный
курс
Учебные предметы, у которых ведущим
компонентом являются "способы деятельности” (роднойязык, информатика, черчение и др.)
Базовый или элективный курс
В рамках своей образовательной
области- профильный курс
Базовый или элективный
курс
Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются "отношение к
миру ” (музыка, изобразительное искусство)
Базовый или элективный курс
Базовый или элективный курс
В рамках своей
образовательной области- профильный
курс
Таблица № 2Уровни
структурирования учебного материала.
Виды учебных курсов профильной школы
Уровни дифференциации
учебной деятельности
Требованияк
усвоению учебного материала
базовый
общекультурный
Понимание основных, ведущих идеи курса, умение их
объяснять, умение применять теоретическиезнания в практической ситуации
профильный
прикладной
Глубокое знание системы понятий, умение решать
проблемные ситуации в рамках курса
элективный
творческий
Умение решать проблемы в рамках курса и смежных курсов
посредством самостоятельной постановки цели и выбора
Перейдем к рассмотрению
процессуального блока по модели И.К. Журавлева. Процессуальный блок включает
комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских,
историко-научных,межпредметных, оценочных);
способы деятельности; определенные формы организации процесса обучения
(лабораторныеработы, демонстрации,
экскурсии и т.д.)
Остановимся на комплексе
вспомогательных знаний. В соответствии с профилями класса этот комплекс
видоизменяется.
Пример:
Особое значение для
естественного и математического профиля приобретение логического и
методологического знания формирующие аппарат познания. Роль философских и
оценочныхзнаний усиливается в
гуманитарных классах. Трансформируются и функции историко-научных знаний: в
классах естественно научного профиля они показывают исторический подход научной
мысли в математике – позволяют провести аналогии между математикой и
естествознанием, а в гуманитарнойусилить гуманитарный компонентестествознания…
2. Дидактическое
основание: овладение комплексом вспомогательных знаний (логических,
методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных)
необходимо конструировать в зависимости от способностей и склонностей учащихся
конкретного профиля.
Существуют определенная
взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации
учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся
конкретного профиля с другой. Так учащиеся естественного профиля проявляют
склонность ко многим способам деятельности и к формам процесса обучения химии и
биологии.
Конечно, все формы надо применять во всех профилях. Но
наиболее успешные из них можно использовать для усиления мотивации учения и
повышения результативности.
3 основание – осуществление и конструирование отбора способов
деятельности и форм организации учебного процесса в зависимости от основных
психолого-педагогических характеристик, соответствующих личности учащегося
конкретного профиля.