Вторник, 18.06.2024, 16:00Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

О.Н. Крылова Дидактические основы отбора содержания...

Крылова О.Н.

Дидактические основания отбора содержания образования для  разных профилей

 

1.     Основание – учет типа учебного предмета.

При разработке основных подходов к построению учебника  необходимо учитывать к какому типу: базовому, профильному или элективному относится данный предмет для данной группы учащихся и что должно лежать в основе его разработки.

В основном блоке учебного предмета при обязательном учете ведущего компонента рядоположенность главных составляющих определяется в зависимости от профиля класса (роль профильных предметов и индивидуально-типологических особенностей учащихся).

Предметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика профиля

Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются научные знания или основы наук. (физика, история, химия, биология, и др.)

Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются «способы деятельности» (родной язык, информатика, черчение и др.)

 

Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются «отношение к миру» (музыка, изобразительное искусство)

 

Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются научные знания или основы наук. (физика, история, химия, биология, и др.)

В рамках своей образовательной области  - профильный курс

Базовый или элективный курс

Базовый или элективный курс

Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются "способы деятельности” (родной  язык, информатика, черчение и др.)

 

Базовый или элективный курс

В рамках своей образовательной области  - профильный курс

Базовый или элективный курс

Учебные предметы, у которых ведущим компонентом являются "отношение к миру ” (музыка, изобразительное искусство)

 

Базовый или элективный курс

Базовый или элективный курс

В рамках своей образовательной области  - профильный курс

 

 

Таблица № 2                          Уровни структурирования учебного материала.

Виды учебных курсов профильной школы

Уровни дифференциации

учебной деятельности

Требования  к усвоению учебного материала

базовый

общекультурный

Понимание основных, ведущих идеи курса, умение их объяснять, умение применять теоретические  знания в практической ситуации

профильный

прикладной

Глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса

элективный

творческий

Умение решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора

 

Перейдем к рассмотрению процессуального блока по модели И.К. Журавлева. Процессуальный блок включает комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных,  межпредметных, оценочных); способы деятельности; определенные формы организации процесса обучения (лабораторные   работы, демонстрации, экскурсии и т.д.)

Остановимся на комплексе вспомогательных знаний. В соответствии с профилями класса этот комплекс видоизменяется.

Пример:

Особое значение для естественного и математического профиля приобретение логического и методологического знания формирующие аппарат познания. Роль философских и оценочных  знаний усиливается в гуманитарных классах. Трансформируются и функции историко-научных знаний: в классах естественно научного профиля они показывают исторический подход научной мысли в математике – позволяют провести аналогии между математикой и естествознанием, а в гуманитарной  усилить гуманитарный компонент  естествознания…

 

2. Дидактическое основание: овладение комплексом вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных) необходимо конструировать в зависимости от способностей и склонностей учащихся конкретного профиля.

Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой. Так учащиеся естественного профиля проявляют склонность ко многим способам деятельности и к формам процесса обучения химии и биологии.

Гуманитарные классы – составление конспектов, планов, тезисов, рефератов, формы – экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевая игра.

Математические – составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.

Конечно, все формы надо применять во всех профилях. Но наиболее успешные из них можно использовать для усиления мотивации учения и повышения результативности.

 

3 основание – осуществление и конструирование отбора способов деятельности и форм организации учебного процесса в зависимости от основных психолого-педагогических характеристик, соответствующих личности учащегося конкретного профиля.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: targel (22.03.2010)
Просмотров: 2085 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright Ilya M. Bronshtein© 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz