http://ecozapad.ucoz.ru/load Уважаемые участники Форума!
Тема моего выступления "Окружная Конференция "Экологическая альтернатива": опыт и перспектива". Экологическая альтернатива задумывалась изначально как союз ученых, студентов и школьников, как форма совместной работы по сохранению того экологического состояния, которым пока еще наш округ может гордиться. Конференция была организована инициативной группой педагогов, возглавлял которую заместитель директора по научно-методической работе школы № 1018 Василий Иванович Пахомов. Труд Василия Ивановича и его коллег позволил превратить эту конференцию в одно из главных событий в экологической жизни нашего округа. В 2007 году во Второй конференции «Экологическая альтернатива» количество школ-участников выросло более чем в два раза, а география участия охватила все районы Западного округа. В 2008 году Конференция в определенной мере легла в организационную основу Первого экологического Форума «Экология Москвы и молодежная политика», главным организатором которой выступил Российский Зеленый крест. В 2009 году традиция проведения Экологической альтернативы в нашем округе возродилась. Конференция прошла 21 ноября 2009 года на базе школы № 323. Экспертами выступили давние партнеры Альтернативы – доктор геолого-минералогических наук Анатолий Тихонович Зверев, автор учебно-методического комплекта по экологии для учащихся 1-11 классов, методисты Окружного методического центра Западного управления образования, главный редактор журнала «Здоровье школьника» Алла Виноградова, специалисты парка Москворецкий, директор библиотеки № 106 имени Бианки Полицина Ирина Федоровна и другие. Конференцию поддержало движение Молодая гвардия. Участие в Конференции приняли учащиеся 32 школ Западного округа. Работы были распределены по пяти секциям: Биологическое разнообразие Загрязнение окружающей среды Здоровье человека Рекреационная нагрузка на экосистемы Социальное экологическое проектирование Наиболее интересные работы получили рекомендации к участию в сегодняшнем Форуме, их авторы присутствуют в зале. Часть работ была отмечена как представляющие реальную практическую ценность. Так например проект устройства экологического экскурсионного маршрута в Фили-Кунцевском лесопарке центра образования 1497. Особо отмечены экспертами были и работы, посвященные комплексному исследованию ООПТ округа. Отдельное место среди них занимает масштабный исследовательский проект школы 1232, посвященный территории парка Москворецкий. Были представлены и другие, не менее интересные работы. Организуя работу в 2009 году мы исходили из понимания необходимости создания в округе единого экологического образовательного пространства, такого, в которое могли бы включаться и школьники, и студенты, и педагоги, и ученые и представители органов власти и бизнес-структур. Учитывая интерес, который был проявлен к Конференции в этом году, достижение обозначенной цели представляется вполне доступным. Однако для этого необходимо решить ряд практических задач. Итак: 1. Установка единых требований к работам, универсальных алгоритмов учебного исследования. На первое место в этой задаче выходит практическая сторона исследования, реальные последствия для экологии округа. 2. Обеспечение «единого языка» исследовательских работ за счет встреч и семинаров с руководителями проектной деятельности и заместителями директоров по научно-методической работе. 3. Максимальное привлечение информационных ресурсов, в том числе за счет подключения к деятельности библиотечных систем округа. 4. Централизованная организация полевой практики на базе ООПТ Западного округа, создание детских экологических лагерей. 5. Помощь в формировании навыков представления результатов деятельности за счет рабочих встреч и круглых столов с авторами проектных и исследовательских работ. 6. Привлечение внимания к конференции со стороны ведущих представителей науки и общественных деятелей. 7. Широкое информирование жителей округа о реализуемых проектах и проводящихся исследованиях. 8. Реализация проектов силами учащихся в тесном взаимодействии с органами власти и общественными организациями. 9. Привлечение ВУЗов к практико-ориентированной исследовательской деятельности учащихся. 10. Обязательное издание материалов Конференции в печатном виде, а также публикация в Интернете.
Для решения этих задач необходимо четкое планирование деятельности. Рабочий вариант плана представлен на экране.
Как Вы могли заметить, в постановке задач мы несколько раз упоминали ресурсы сети Интернет. Действительно, сегодня нельзя не признавать, что Интернет занимает бОльшую часть информационного пространства. Поэтому очень важно научиться им правильно пользоваться. С этой целью в нашем округе проводится интеллектуальный турнир «Точка опоры», организатор школа «Росинка». Этот турнир лег в организационную основу впервые проведенной в октябре 2009 Интернет-викторины «Листопад добрых дел». В викторине приняли участие команды 30 школ Западного округа, а награждение победителей прошло в рамках Экологической альтернативы. Мы живем в стремительно меняющемся мире, а значит и образование должно стремительно меняться. Особенно это касается экологии, ведь мы можем не успеть предотвратить те глобальные катастрофы, к которым приближается наш мир. От того, насколько каждый из нас будет понимать эти истины, зависит будущее нас и наших детей. Практико-ориентированная экологическая деятельность Должна стать повседневной реальностью, Частью каждого из нас. В Западном округе Москвы это хорошо понимают.
Спасибо за внимание!
|